Центр естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста"
СПРАВОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
методические пособия ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
по реализации образовательной деятельности
на базе центра «Точка роста».
Аналитическая часть - оценка деятельности центра "Точка роста" за отчетный период (сентябрь-май)
Повышение естественно-научной грамотности современных подростков в рамках практико-ориентированной деятельности Центра «Точка роста» МБОУ СОШ №20 г. Донецка
С 1 сентября 2021 года в рамках федерального проекта «Современная школа» в МБОУ СОШ №20 г. Донецка активно функционирует Центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».
Основной целью деятельности Центра является совершенствование условий для повышения качества образования, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов, программ дополнительного образования, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».
Задачами Центра являются:
1. реализация основных общеобразовательных программ по учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей, в том числе в рамках внеурочной деятельности обучающихся;
2. разработка и реализация разно-уровневых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей, а также иных программ, в том числе в каникулярный период;
3. вовлечение обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность;
4. организация внеучебной деятельности в каникулярный период;
5. повышение профессионального мастерства педагогических работников Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы.
В Центре функционируют три кабинета: физики, химии, биологии. Кабинеты оснащены новой удобной мебелью, современным оборудованием и техническими новинками.
В 2021-2022 году в Центре «Точка роста» функционируют следующие объединения:
1. «Практическая физика»;
2. «Занимательная химия»;
3. «Зеленая лаборатория».
Обучающиеся на новом оборудовании осваивают предметы «Физика», «Химия», «Биология».
В целях эффективного усвоения учебного материала на уроках применяется оборудование для демонстрационных опытов, цифровая ученическая лаборатория, комплект посуды и оборудования для ученических опытов, оборудование для лабораторных и ученических опытов, эффективно применяется наглядные пособия по биологии (гербарии), химические реактивы для проведения лабораторных работ.
Широко используется инфраструктура Центра и во внеурочное время. У ребят есть возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах и соревнованиях. Но самое главное, в Центре дети учатся общаться, работать в группах, совершенствуют коммуникативные навыки, строят продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Первыми результатами является то, что дети активнее стали участвовать в конкурсах, олимпиадах, творческих мероприятиях.
В декабре на базе Центра для учащиеся 7-х и 8-х классов проводилась Всероссийская лабораторная работа по физике. Школьникам было предложено пройти по следам открытий великого ученого М.В. Ломоносова, крупнейшего русского ученого-естествоиспытателя XVIII века, изучить его умозаключения и проверить их достоверность, проведя соответствующие наблюдения, измерения, эксперименты. Выполняя лабораторную работу, ребята не просто проверяли достоверность полученных результатов, но и выявляли заблуждения великого ученого и их причины. Погружаясь в иную эпоху, учащиеся получили возможность оценить силу личности М.В. Ломоносова, особенности его исследовательского поиска, уникальность и энциклопедичность его знаний.
Учащиеся 8-х классов приняли участие во Всероссийской лабораторной работе по биологии. Ребята с увлечением выполняли работу: измеряли температуру в экспериментальных условиях, давление и пульс в соответствии методических рекомендаций рабочего листа.
Обучающиеся 11 класса так же приняли участие во Всероссийской лабораторной работе по химии. Пройдя по пути Михаила Васильевича Ломоносова, обучающиеся рассчитали среднюю молярную массу газа из обычной зажигалки, предположили его состав и исследовали тепловой эффект химической реакции между растворами кислоты и щелочи. В ходе знакомства с работами ученого, одиннадцатиклассники обсудили значимость достижений его открытий как части отечественной науки в историческом контексте.
В центре естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», прошел Всероссийский урок Атома, участниками которого стали обучающиеся 8-х классов. Уроки Атома реализуются в рамках проекта «Атомный урок», который стартовал в год 75-летия атомной промышленности России. В 2021 году учебная программа разработана с учетом того, что текущий год объявлен годом науки и технологий в России. Проект получил позитивный отклик, к нему присоединились более 300 школ. Сегодня «Атомный урок» стал частью Homo Science-масштабного просветительского проекта Госкорпорации «Росатом». Цель данного мероприятия – формирование интереса у школьников к современной науке и технологиям. Обучающимся было интересно узнать про первую атомную электростанцию в г. Обнинске, совершить виртуальное путешествие туда. Ребята увлечённо решали задачи, выясняя сколько энергии выделяется при сгорании различных видов топлива, и с удивлением узнали о количестве углекислого газа выделяющегося при этом и влиянии его на планету Земля. Поговорили про альтернативные источники энергии, рассмотрели все "плюсы" и "минусы" различных видов электростанций. А некоторые учащиеся так увлеклись процессом, что пообещали в ближайшее время создать действующую модель гидроэлектростанции!
Нужно сказать, что подобные уроки способствуют профориентации обучающихся и серьезному подходу к выбору своего будущего. Надеемся, что наши ребята сориентируются в огромном мире профессий!
В нашей школе немало ребят, увлекающихся химией. Они с интересом изучают ее не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности в учебном кабинете центра «Точка роста». Химия – интересный и сложный предмет, лучше понять и изучить его помогает эксперимент, ведь ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Поэтому постоянный контроль опытом необходим. Только осуществляя химический эксперимент можно проверить достоверность прогнозов, сделанных на основании теории. В процессе экспериментальной работы учащиеся приобретают опыт познания реальности, являющийся важным этапом формирования у них убеждений, которые, в свою очередь, составляют основу научного мировоззрения. Учебные эксперименты позволяют школьникам получать достоверную информацию о протекании тех или иных химических процессов, о свойствах веществ. На основе полученных экспериментальных данных обучающиеся учатся самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что однозначно будет способствовать повышению мотивации обучения школьников. А на занятиях кружка «Занимательная химия» учащиеся совершенствуют практические умения, учатся ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний для современного образованного человека
Биология – это наука, не только изучающая все живое, она не только раскрывает закономерности развития организмов, но это еще и практическое применение научных знаний. Для формирования познавательного интереса к биологии на базе Центра «Точка роста» были проведены Всероссийские уроки генетики по темам «Молекулярная генетика. Основные методы исследований» для учащихся 8 классов. Такие уроки расширяют кругозор и представления у учащихся о возможностях генетики и генетических технологий, а также призваны создать условия для формирования у школьников интереса к генетике и для профессионального самоопределения.
12 апреля — знаменательный день не только в нашей стране, но и во всем мире. И это не удивительно, ведь в этот день в 1961 году Ю.А. Гагарин совершил первый полет в космос!
В МБОУ СОШ №20 г.Донецка этот день традиционно отмечается интересными мероприятиями, ведь именно в нашей школе уже много лет работает Школа Будущих Космонавтов. 12 апреля 2022 года не стал исключением. В этот день стартовал веб-квест для учащихся 7-8 классов «Там, на неведомых космических дорожках...», который продлился до 24 апреля. На каждой станции ребят ожидали новые открытия в области развития космонавтики и ракетостроения.
Старшеклассники 12 апреля провели конференцию «Одиноки ли мы во Вселенной». Возможна ли жизнь на других планетах? Как изучают экзопланеты? Зачем нужно знать, как образовалась Солнечная система? Эти и другие вопросы вызвали интерес у 11-тиклассников. Ребята обменялись мнениями, а дискуссия оказалась яркой и рациональной! И это здорово, ведь в споре рождается истина.
По окончании учебного года стоит отметить, что все ребята с удовольствием вспоминают работу с приборами при проведении лабораторных работ, а также говорят, что понимание предмета приходит при решении экспериментальных задач.
И это не удивительно, ведь физика, химия и биология - науки экспериментальные. Эксперимент - это источник знаний и критерий их истинности, с его возможностями для организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Эксперимент, являясь средством наглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; способствует повышению интереса к изучению предмета и созданию мотивации учения, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.