Профессиональное самоопределение учащихся – приоритетная задача внеурочной работы в старшей школе. Предварительный выбор профессии обучающийся должен сделать уже к окончанию 9 класса. К сожалению, чаще всего мы наблюдаем картину недостаточно осознанного выбора – вслед за друзьями, по совету родителей, “куда проще поступить” и т.п.
Естественно, очень сложно сориентироваться в огромном разнообразии профессий, измеряющихся пятизначным числом. Нужно понять содержание разных профессий; требования, которые они предъявляют к человеку; суметь реально оценить свои возможности, способности, интересы. В общем, выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными.
Опыт показывает, что даже обилие информации о профессиях и о самом себе не дает подростку каких-то новых оснований выбора, он не знает, как ее использовать. Иначе говоря, не запускается самоопределение как активный, внутренне детерминированный процесс.
Ежегодно в нашей школе, наряду с предметными декадами, проводится декада профориентации. Цель декады:
- актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения;
- приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути.
Наиболее интересными по форме и содержанию стали:
- Фестиваль рисунков «Профессия моей мечты» (7-8 класс);
- Дискуссия “Я выбираю профессию” (учащиеся 11-х классов);
- Профессиональное тестирование на сайте «Работа в России» для учащихся 9-11-х классов, ознакомление с правилами составления резюме;
- «Ярмарка профессий» - экскурсия в ДПГТ.
Ребята узнали много нового о профессиональном выборе, познакомились с обучающимися ГБПОУ РО «Каменск-Шахтинского медицинского колледжа», с преподавателем Лиховского техникума железнодорожного транспорта. Узнали о профессиях, которые можно получить в ДПГТ г. Донецка.
Учитель информатики и ИКТ Прошукало Е.И.
|