Инклюзивное образование
В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями. В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего еще свои дополнительные проблемы.
Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Поручения президента Российской Федерации от 17.04.2009 № ВП-П13-6734 о мерах по реализации основных положений Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2009, Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
Вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, обсуждению эффективных моделей в условиях развития инклюзивного образования была посвящена I Всероссийская научно-практическая конференция, состоявшаяся 12 мая 2014 года в Ростове-на-Дону на базе Южного Федерального университета. Участниками конференции были руководители и специалисты муниципальных органов образования, ППМС-центров, общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, органов здравоохранения, представители общественных организаций. С приветственным словом участникам конференции выступили заместитель министра общего и профессионального образования Ростовской области М.А.Мазаева и директор Академии педагогического образования ЮФУ М.И.Коваленко. Приоритеты региональной политики в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья определил в своем выступлении начальник отдела специального образования и социально-правовой защиты детства министерства общего и профессионального образования Ростовской области П.Н.Серов. Опытом работы в соих территориях поделились представители Санкт-Петербурга, Ставрополя, Северной Осетии. На секционных заседаниях делегаты конференции обсудили инновационные технологии и методы организации образовательного пространства.
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Так на сегодняшний день в образовательных учреждениях Ростовской области обучаются 3174 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, 4892 ребенка-инвалида, 4686 подростков обучаются в специализированных коррекционных образовательных учреждениях, 1510 – в коррекционных классах, 510 детей-инвалидов охвачены дистанционным образованием. 35 школ Ростовской области включены в Федеральную целевую программу «Доступная среда», в 2015 году их количество по области планируется довести до 20%.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа, расположенном, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального подхода в обучении, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития. Важным направлением является межведомственное сотрудничество по укреплению и сохранению здоровья учащихся между всеми организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, психологии и медицины, в целях выявления недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапе.
Директор МБОУ СОШ № 20 Т.В.Кудинова