Куратор школьной службы медиации: педагог-психолог Беседина Елена Ивановна
Медиация — это одна из методик альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который содействует примирению сторон или достижению определенных соглашений, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.
Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
Цели и задачи служб школьной медиации
Деятельность службы не рассматривается как самостоятельная, оторванная от воспитательного и образовательного процессов. Наоборот, служба призвана активно влиять на них, создавать условия для безопасного и гуманного школьного пространства, упреждать конфликты, оказывать подросткам реальную необходимую помощь.
Для достижения этой цели перед службами школьной медиации ставится решение следующих конкретных задач:
- создать систему защиты прав и интересов учащихся;
- создать систему помощи детям в трудных ситуациях;
- оказывать предупреждающую помощь подросткам с девиантным поведением;
- организовать систему работы с «трудными» детьми;
- внедрять новые формы досудебного разрешения конфликтов;
- обеспечить возможность применения медиации всеми участниками образовательного процесса;
- повысить эффективность оказания психологической и юридической помощи;
- повышать медиативную квалификацию педагогов;
- обеспечить прозрачность воспитательных процедур;
- развитие восстановительного правосудия.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Служба школьной медиации(примирения) осуществляет свою деятельность на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 "О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации"
- Положение о школьной службе медиации (примирения)
Основные программы, применяемые в школьной службе примирения.
- Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.
- Медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д
- Круги сообщества — программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями изгоев, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение.
- Также возможны челночная медиация, медиация через письма и т. д.
Все они способствуют прекращению вражды, достижению мира и поддержки в сообществе, повышению ответственности у участников, размышлению ими о своем будущем.
Полезные ссылки:
-
Сайт "Школьные службы примирения" http://www.школьные-службы-примирения.рф/
.